Возможна ли в России экспресс-доставка товаров дронами?

07.07.2017

Одним из перспективных трендов современной логистики становится быстрая доставка товаров при помощи беспилотных летающих аппаратов, так называемых дронов. Эксперты считают, что Россия имеет все возможности для того, чтобы через 4-5 лет стать лидером в этой сфере. Но почему же столь удобный способ доставки пока не получил широкого развития?

Рынок экспресс-доставки в России растет быстрыми темпами и его «локомотивом» стали интернет-магазины и розничные компании, обслуживающие частных покупателей. Если еще 2-3 года назад нормальные сроки доставки товаров по городу составляли 1-3 рабочих дня, а в регионы – до 20 дней, то сейчас они значительно сократились. Средний срок доставки экспресс-почты из Москвы в регионы составляет чуть более 1,5 суток, а доставка по городу, особенно это касается продуктов питания и готовых блюд, возможна в течение 40-60 минут. В связи с этим актуальным становится новый тренд – доставка грузов по городу беспилотными летательными аппаратами.

Первым стал использовать беспилотники для доставки покупок крупный американский интерент-ритейлер Amazon еще в 2013 году. При этом доставка в дальние районы городов занимала около 30 минут. Компания DHL, мировой лидер в сфере международной логистики, в том же 2013 году испытывала беспилотники при доставке грузов в Германии. Еще один известный грузоперевозчик – UPS также проводил эксперименты по доставке грузов квадрокоптерами и беспилотными «почтомобилями». Но все эти и многие другие проекты пока находятся на стадии тестирования.

Российские компании также осваивают «почтовые» беспилотники. Так, в 2014 году пиццерия из Сыктывкара организовала доставку своей продукции дронами, но в итоге, была оштрафована властями за незаконную грузоперевозку при помощи летательных средств. Похожая акция прошла в Самаре в 2016 году, а в 2015 в Москве одна из компаний доставляла по воздуху сим-карты оператора мобильной связи.

Современные беспилотные летательные аппараты могут перевозить грузы массой от 1 до 30 кг, а дальность их полета составляет 5-7 км. Этого вполне достаточно для доставки многих потребительских товаров. Предварительные расчеты показывают, что создание сети «почтовых» беспилотников обойдется почти в 2 раза дешевле, чем организация автомобильной курьерской службы, а скорость доставки сократится в 50 раз! Почему же при таких очевидных преимуществах ритейлеры не спешат обзаводиться собственным парком дронов?

К сожалению, самым главным препятствием на пути прогресса становятся административные ограничения и несовершенство законодательства. Случай в Сыктывкаре – яркое свидетельство тому. С точки зрения закона перевозка товаров дронами, т.е. доставка по воздуху, приравнивается к доставке самолетами и должна лицензироваться. Стоимость такой лицензии достигает 500 тыс. рублей. Кроме того, ни один беспилотник по техническим параметрам не подходит под сертифицированные типы летательных аппаратов, то есть, не может быть официально использован для доставки грузов.

Пробелы в законодательстве мешают развитию новых логистических технологий не только в России, но и за рубежом. Именно по этой причине Amazon, Alibaba и другие крупные ритейлеры не могут начать полноценное использование дронов для доставки. Однако в Европе уже делаются первые шаги по решению назревших вопросов. Так, в Ирландии в начале 2017 года прошла первая официально одобренная доставка груза дроном. В марте в Швейцарии компания-производитель дронов получила сертификат, разрешающий перевозку медикаментов в черте города.

Система беспилотной доставки в России по оценкам специалистов имеет хорошие перспективы развития. В случае преодоления нормативных барьеров, к 2035 году российские компании смогут зарабатывать на коммерческом использовании дронов до 2-2,3 трлн. рублей ежегодно.

Предыдущие новости