Удастся ли запустить без сбоев систему «Платон»?
07.10.2015
Электронная система для взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» стала одним из наиболее грандиозных IT-проектов в РФ. Еще в 2013 году Минтранс предложил взимать сбор за проезд по дорогам федерального значения с грузовых автомашин, масса которых превышает 12 тонн. Собранные средства должны компенсировать вред, причиняемый тяжеловесным транспортом дорожному покрытию.
На момент внесения этого предложения, инфраструктура, необходимая для сбора и учета средств, в России отсутствовала, поэтому введение дорожного сбора отложили до 2015 г. В том же 2013 году Росавтодор заключил контракт на разработку системы сбора и учета платежей с компанией «РТ-инвест транспортные системы». Сумма контракта составила около 35,5 млн. рублей. Все работы по подготовке и внедрению системы взимания платежей должны быть завершены к 15 ноября 2015 года, когда система заработает в полную силу. Предполагается, что система пополнит ВВП России на сумму от 41 млрд руб. в 2016 г. до 69 млрд руб. в 2025 г., а Федеральный дорожный фонд будет пополняться на 50 млрд. руб. ежегодно.
Автоматизированная система взимания платы за проезд, получившая название «Платон» (от выражения «плата за тонны»), будет состоять из 481 рамки, при проезде через которую, со счета автомашины, оборудованной специальным передатчиком, будет списываться соответствующая сумма из расчета 3,73 руб./км. Система привязана к инфраструктуре «ЭРА-ГЛОНАСС» и сможет отслеживать передвижение по 50774 км федеральных трасс. Помимо стационарных пунктов взимания платежей в систему войдут 40 комплексов мобильного контроля, более 2 млн. бортовых передающих устройств, сеть терминалов самообслуживания, специализированный интернет-портал и мобильное приложение, около 140 офисов обслуживания на погранпереходах и в регионах, а также коллцентр, осуществляющий техническую поддержку пользователей.
Регистрация в системе «Платон» для владельцев грузовых машин свыше 12 тонн будет открыта 1 октября 2015 года, и в течение месяца система будет работать в тестовом режиме. Глава Росавтодора Р.Старовойт уверен, что в ноябре 2015 года «Платон» успешно начнет работу одновременно по всей стране.
Однако, представители профессиональных транспортных союзов, таких как «Российский автотранспортный союз» и «Дальнобойщик» не разделяют оптимизма властных структур по поводу работы новой системы.
Во-первых, в открытых источниках до сих пор нет никакой информации о технических деталях работы «Платона». Во-вторых, сам идея взимания платы за проезд по федеральным трассам кажется «притянутой», ведь согласно строительным нормам все дороги рассчитаны на стандартную осевую нагрузку, которую дают и 12-тонники и другие машины, соблюдающие нормы максимальной загрузки. И только при превышении массы в 40 тонн грузовой транспорт переходит в разряд «тяжеловесного». В-третьих, законодательная база нового сбора пока не определена: закон о поправках в Бюджетный кодекс, КоАп и другие законодательные акты еще не проходил по профильным комитетам Госдумы. Четвёртый аспект, вызывающий массу вопросов – сертификация транспондеров – устройств, считывающих и передающих данные о маршруте транспортного средства. Использовать несертифицированный измерительный прибор – абсурдно, но Минтранс пока не издавал никаких распоряжений по поводу обязательной сертификации передающих устройств.
В целом, учитывая высочайшую техническую сложность системы и отсутствие проработки целого ряда ключевых вопросов, можно предположить, что 15 ноября 2015 года систему взимания сборов не удастся запустить в полном объеме, либо она неизбежно будет испытывать программные и технические сбои.
Предыдущие новости
-
Мобильные приложения придут на смену транспондерам
29.11.2018
13 ноября состоялась V Международная конференция «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети автомобильных дорог РФ. ...
-
Выпадение снега в Казахстане
28.11.2018
Уважаемые клиенты! Сообщаем, что из-за выпадения снега в Казахстане сроки доставки могут увеличиться на пол дня - день. Например, летом ...
-
Дальнобойщик рассказал, что изменилось на дорогах за 40 лет
27.11.2018
Гвидон, водитель из Армении, за рулем уже 37 лет. В своем интервью для youtube-канала «Категория Е» он рассказал, каково быть ...