Сын основателя «Яндекса» работает над сервисом доставки

23.11.2016

сын-основателя-яндекса

Лев Волож, сын основателя «Яндекса» Аркадия Воложа, уже больше года развивает собственный оффлайн стартап по быстрой доставке продуктов питания с рынков – «Moscowfresh». Работая в корпорации отца, Лев придумал несколько интересных сервисов, в том числе «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Мастер» — службы, которые помогали людям решать разные бытовые задачи.

Его следующей задумкой было создать такой сервис, который бы позволил людям экономить время в поисках свежих фермерских продуктов. Лев сам является приверженцем здорового питания и лично знает, сколько времени уходит на поиски качественных органических продуктов. Однако руководство «Яндекса» отказалось развивать подобный проект, так как логистика и курьерская доставка не входит в интересы IT-компании. В итоге, Лев Волож покинул «Яндекс» и стал развивать сервис доставки «Moscowfresh» самостоятельно.

Сегодня эта служба доставки ежедневно обрабатывает по 50 заказов со средним чеком 5 000 руб. Однако бизнес пока не приносит особой прибыли, во многом из-за ошибок, допущенных Львом ранее. Казалось бы, рынок доставки свежих сельхозпродуктов – благодатная, свободная ниша. Всего 3% электронной торговли приходится на доставку продуктов, при этом только в Москве работает 40 сельскохозяйственных рынков, а число продаж органических продуктов в России стабильно растет, несмотря на спад в экономике.

Но идеально задуманный сервис столкнулся с суровой российской действительностью. По замыслу создателя, на сайте «Moscowfresh» осуществляется прием заказов на доставку, на Дорогомиловском рынке партнер сервиса компания «Продимпэкс» формирует и упаковывает заказ, а затем курьеры отправляют его клиенту. Весь процесс занимает не более 1,5-2 часов, а доход в основном складывается из скидки, которую фермеры дают на свои продукты. Но заниматься исключительно сайтом, переложив заботу о закупках, упаковке и доставке продуктов на партнеров у Льва Воложа пока не получается.

Руководителю проекта приходится лично контролировать закупки и качество продуктов, договариваться с производителями и оптовиками о поставках. Важно уметь правильно спрогнозировать спрос, чтобы не терять прибыль на списывании скоропортящихся продуктов, как это часто бывало раньше. Огромное значение имеет правильная упаковка, чтобы вкус и запах продуктов не смешивался. В условиях, когда на подготовку и упаковку заказа отведено не более 2 часов, работать очень сложно. А еще – часто возникают проблемы с курьерскими службами, которые не выдерживают жестких требований к доставке.

Самым серьезным просчетом Воложа-младшего, как ни странно, оказалось создание мобильного приложения. Вложив в его создание более 500 тыс.руб. и потратив 8 месяцев на разработку и поддержку, компания получила всего 10% трафика из этого источника. Тогда как сайт, в том числе мобильную версию, посещает более 500 человек в день.

Эксперты в области электронной коммерции считают, что проект «Moscowfresh» сможет быть успешным, если сформирует достаточно большой пул постоянных покупателей, заказывающих продукты только на этом сайте. В перспективе, через 3-5 лет, кода спрос на доставку продуктов на дом вырастет, он может прочно занять нишу доставки органических продуктов и стать крупным игроком. Пока же доходы «Moscowfresh» и его партнера «Продимпэкс» не перекрывают издержек. Выйти «в ноль» Лев Волож планирует к новому году, когда число заказов достигнет 80 в день.

«Moscowfresh» — не единственная компания, которая озаботилась доставкой свежих продуктов покупателю. У неё есть несколько перспективных конкурентов, которые пока проигрывают по главному критерию – скорости доставки, выполняя заказы только на следующий день после заявки. Да и сами московские рынки не ждут, а организуют собственные службы доставки. Несмотря на сложности, Лев Волож не планирует бросать свой проект. Он рад, что смог прочувствовать, как сложно зарабатывать деньги своим трудом. Помимо развивающегося стартапа, у Льва есть другие источники дохода, и сам бизнесмен признается, что не рискнул бы вкладываться в малый бизнес, не имея финансовых резервов.

Предыдущие новости