Объемы нелегальных поставок товаров в РФ на миллиарды долларов

09.09.2016

контрабандаЕще в 2008 году нынешний президент, а в то время премьер Владимир Путин поручил ФСБ и МВД усилить контроль над ввозом в страну нелегальных товаров широкого спроса. После этого знакового выступления была закрыта крупнейшая в стране оптовая база по продаже контрафактных товаров – Черкизовский рынок. Однако, как показывает практика, несмотря на все меры, предпринятые за последние годы, поток нелегальных товаров, ввозимых в Россию, не уменьшается. По оценкам экспертов, стоимость контрафакта, попавшего на территорию России за прошлый 2015 год, может достигать 0,5-1 триллиона рублей.

Одним из каналов, через которые контрабанда попадает в Россию, стала таможня Санкт-Петербурга. Некрупные партии нелегальных товаров за определенную плату завозят через таможню местные жители. Обычно это пенсионеры с личным транспортом, которых контрабандисты между собой называют «тушканами». Ранним утром «тушканы» на автомобилях пересекают российско-финскую границу. В Финляндии их уже ждет фура с грузом, который делится небольшими партиями примерно по 100 кг между частными машинами. Товар провозится через таможню без всяких пошлин, якобы для личных нужд, а на российской стороне перевозчиков уже ждет второй грузовик, который забирает товар. Обычно за день один челнок успевает сделать до трех рейсов и неплохо заработать на этом.

Контрабандисты покрупнее используют более хитроумные схемы. К примеру, грузовик с товаром (обувью, одеждой, электроникой) покидает страну отправления абсолютно легально, однако при прохождении таможенного контроля водитель дает «нужному» инспектору таможни второй комплект документов, в которых груз заявлен как стройматериалы или другой товар с низкой ставкой таможенной пошлины. Грузовик пропускают без дополнительного досмотра, и он отправляется на таможенный терминал. Однако по пути машина сворачивает на склад, где её вскрывают, выгружают контрабандный товар, а взамен фуру наполняют кирпичами или щебнем. Далее автомобиль прибывает в терминал, спокойно проходит растаможку и после этого возвращается на склад, чтобы стройматериалами могли подменить новую парию нелегального груза.

Подобная схема, зафиксированная при разработке нескольких уголовных дел, получила название «перегруз». Впрочем, многие партии контрафакта попадают в страну по поддельным документам без всякого перегруза. Так в прошлом году сотрудниками ФСБ была задержана крупная партия элитного алкоголя, которая в документах числилась как клей-герметик, затем – несколько контейнеров турецкой обуви и одежды с документами на стройматериалы, а немого ранее была пресечена попытка ввоза большой партии смартфонов и электроники под видом фоторамок. Пока контрабандисты придумывают новые схемы работы, борьба с коррупцией в таможенных органах и ввозом незаконных грузов продолжается, но насколько эффективной она будет, покажет лишь время.

Предыдущие новости