ЕАЭС рассматривает новые перспективы сотрудничества с Турцией

08.09.2014

После введения странами Запада санкций против России, стала очевидной необходимость наращивания масштабов торгово-экономических отношений с другими странами-партнерами, среди которых важное место занимает Турция.

ЕАЭС рассматривает новые перспективы сотрудничества с ТурциейПервым шагом стало подписание совместного протокола России и Турции о расширении экспорта турецких продовольственных товаров в Россию. В этой связи планируется разработать единую систему электронной сертификации продукции, для которой предусмотрен ветеринарный и фитосанитарный контроль.

Ранее министр экономического развития Турции Нихат Зейбекчи на встрече со своим российским коллегой Алексеем Улюкаевым выразил желание создать зону свободной торговли со странами, входящими в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Эта перспектива выглядит очень привлекательной и многообещающей. С одной стороны, шансы Турции вступить в Евросоюз с каждым годом становятся все меньше, а с другой – свобода действий позволит ей выстраивать новые отношения с зарубежными партнерами.

Наиболее прочные отношения у Турции сложились с двумя участниками ЕАЭС – Казахстаном и Россией. Товарооборот с Россией, к примеру, в прошлом году достиг объема 3,5 млрд. долларов. Сейчас ведущее место в нём занимают казахстанские нефтепродукты, и интерес Анкары к азиатскому сырью только растет. В частности, планируется увеличить транзит нефти, используя нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, и довести его до 3 млн. тонн к концу 2014 года.

Это одна из причин заинтересованности Турция в создании зоны свободной торговли (ЗСТ), чтобы получить льготы на закупку энергоносителей. Со своей стороны России и Казахстану выгоден пересмотр таможенных пошлин на турецкий текстиль, текстильную продукцию и другие несырьевые товары, которые составляют основу турецкого экспорта в эти страны.

Урегулирование пошлин и создание ЗСТ позволит нарастить объемы товарооборота России Турции с 32,7 млрд. долл. в 2013 году до 100 млрд. долл. к 2020 году. Возможные трудности в переговорах о ЗСТ могут быть обусловлены членством Турции в таможенном союзе ЕС.

Еще один важный вопрос – сбалансированность структуры товарообмена. Исследования показывают, что почти 70% экспортируемого в Турцию российского сырья возвращается в страну в виде товаров широкого потребления и промышленного оборудования. России невыгодна сырьевая привязка к не самому высокотехнологичному рынку на европейском пространстве, поэтому, с высокой вероятностью, будет обсуждаться создание производственных мощностей турецких компаний на российской территории. Это поможет привлечь инвестиции и создать баланс в этой области. Необходимо отметить, что российская сторона уже реализует в Турции несколько крупных инвестиционных проектов в области энергетики и наукоемких технологий.

Оживление торговли будет способствовать развитию транспортно-логистической инфраструктуры. В феврале 2013 года уже была открыта железнодорожно-паромная линия порт Кавказ – Самсун. В будущем предполагается увеличение грузопотока в несколько раз от сегодняшнего показателя в 40 тыс.тонн. в год.

Обсуждается проект создания в Краснодарском крае крупного логистического центра, который будет заниматься транзитом, таможенным обслуживанием и хранением не только турецких товаров, но и товаров из третьих стран. В перспективе он должен стать базой для турецких перевозчиков и ключевым транспортным узлом для всех стран Черноморского региона. Турция имеет все шансы стать главным действующим лицом в этом проекте, так как по оценкам специалистов она располагает самым большим в Европе парком грузовых транспортных автомобилей. Продолжится развитие и других видов транспорта, прежде всего морского и железнодорожного. Турция предполагает преобразовать ряд портов, в том числе Самсун, в логистические центры важного транспортного коридора TRACECA, связывающего Европу, Кавказ и Азию.

Уже сегодня Турция делает многое, чтобы стать значимым транспортным узлом Черноморского региона, и будущая ЗСТ с ЕАЭС имеет хорошие перспективы в свете торгово-экономических интересов всех стран участниц. А заявление о готовности Анкары вести расчеты в национальных валютах выглядит обнадеживающе на фоне санкций, вводимых странами ЕС и США против России.

Транспортная компания «Логдок»

Предыдущие новости