Россия и «Шелковый путь»: возможности, которые мы теряем

27.08.2015

Шелковый путьПочти три года прошло с момента исторического заявления Китая о начале создания нового «Шелкового пути», призванного облегчить доставку китайских товаров в европейскую часть материка. Российская сторона, активно поддерживающая это начинание на словах, пока не предприняла никаких шагов по реальному участию в прокладке новой транспортной магистрали. Каковы же перспективы нынешней России остаться в рамках этого уникального проекта?

Сегодня уже становится очевидно, что США планируют создание некой экономической коалиции, в которую должны войти наиболее богатые и развитые станы Атлантического и Тихоокеанского региона. Основной упор в этом союзе будет сделан на защиту интеллектуальной собственности, патентных и авторских прав. По оценкам экспертов, ВВП нового объединения составит более 50% мирового, то есть на 20% мирового населения придется более половины производимых и потребляемых в мире товаров и услуг.

Китаю сложно будет интегрироваться в новое сообщество по причине слабой системы защиты интеллектуальной собственности, а также низких цен на продукцию, ставящих под угрозу производителей стран-членов трансатлантического союза. Создание «Шелкового пути» позволит Китаю замкнуть на себя значительную часть рынков сбыта и уменьшить влияние запада на свою экономику. Несмотря на очевидную выгоду участия в создании трансконтинентальной магистрали, российская сторона пока не может точно определить, какие именно проекты будут выполнены в рамках строительства «Шелкового пути».

Единственным практически завершенным проектом можно считать автомобильную трассу «Западная Европа – Западный Китай», протяженностью более 8,5 тыс. км. Скоростное шоссе пересчет Китай с востока на запад, затем пройдет по территории Казахстана, «захватив» несколько крупных городов (Алматы, Шымкент, Кызылорда) и в северной части страны выйдет на российскую территорию. Здесь дорога пройдет через Оренбургскую область, Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург. При этом Екатеринбург, да и остальная восточная часть России, к сожалению, останется в стороне от «Шелкового пути».

Китайские источники сообщают, что строительство участка трассы в КНР близится к завершению, а Казахстан завершит работу над ключевым участком «Алматы-Хоргос» к концу 2016 года. Это означает, что уже в следующем году Казахстан и Китай будут связаны устойчивым автомобильным и железнодорожным сообщением. Всего за 5 дней грузы и продукция будут доставляться на потребительские рынки обеих стран.

Предыдущие новости