Дорожные проблемы Казахстана мешают дальнобойщикам

26.08.2016

дороги-казахстана

Государственная программа «Дороги будущего», реализуемая в Казахстане в течение последних лет, не приносит желаемого результата. Несмотря на то, что в республике регулярно строятся новые трассы, мосты и автобаны, качество дорог и уровень придорожного сервиса на них остается низким. Из-за ошибок и нарушений при строительстве, дороги требуют серьезного ремонта уже через пару лет, а число объектов придорожного сервиса не покрывает минимальных нужд дальнобойщиков в нормальном отдыхе.

Государственная стратегия развития дорожной сети в Казахстане предполагает ремонт и строительство дорог по пяти главным направлениям: на север, юг, запад, восток от центра и на восток от столицы. Республиканская дорожно-транспортная сеть должна интегрироваться в международную систему трансконтинентальных магистралей. Из 128 тыс. километров дорог Казахстана 23 тыс. километров дорог имеют федеральное и международное значение. Это значит, что состоянию дорожного сервиса на них требуется уделить особое внимание — увеличить число мотелей, стоянок, заправок, пунктов питания и отдыха.

К сожалению, в настоящее время число пунктов придорожного обслуживания в Казахстане не отвечает существующим требованиям к режиму труда и отдыха водителей, работающих на дальних расстояниях. Согласно правилам, водитель должен останавливаться на отдых каждые 4,5 часа и выходить из-за руля минимум на час. Но на дорогах республики сложно найти кафе, гостиницы и даже просто оборудованные стоянки, расстояние между которыми хотя бы примерно соответствовало указанному времени.

В странах ЕС, к примеру в Германии, такая ситуация невозможна в принципе, так как за несоблюдение подобных условий грозят крупные штрафы. Дальнобойщики из Казахстана удивляются, что даже в России у них не возникает проблем. Кафе, гостиницы, кемпинги несложно найти не только на федеральных трассах, но и на дорогах областного и даже местного значения. Придорожные стоянки в России могут вместить до 200 фур, а рядом с такими стоянками оборудованы сервисные комплексы с полным набором услуг, от пункта питания и гостиницы до автосервиса. Причем цены везде вполне доступны не только для туристов, но и для водителей.

В Казахстане другая ситуация. Официальная статистика гласит, что в республике на сегодняшний день функционируют 1062 автозаправки, 273 станции техобслуживания, 141 автостоянка, 130 придорожных гостиниц и около 1400 пунктов питания и торговли. Но значительная их часть не соответствует требованиям национальных стандартов, а значит, не может обеспечить достойное обслуживание.

рограмма «Дороги будущего» предусматривает создание дополнительных объектов придорожного сервиса, в основном за счет частного бизнеса. Государство готово вложить средства чуть более чем в 12% необходимых объектов. При этом все объекты будут делиться на три категории. К категории «А» будут отнесены объекты, ориентированные преимущественно на туризм. В их число войдут комплексы, в составе которых есть мотель, туристические и информационные бюро, ресторан или кафе, мастерские техобслуживания, стоянка и АЗС. Объекты категории «В» будут иметь похожий набор сервисов, но более низкого класса. Объекты категории «С» обеспечат минимальные потребности водителя: душ, туалет, автосервис, заправка на 4 колонки, магазин-кафе. Минимальные требования к вместимости стоянки — 5 фур, 2 автобуса и 10 легковых машин. Понятно, что цены на услуги будут зависеть от класса объекта.

И водители, и туристы считают, что можно было бы продумать более экономичные со всех точек зрения варианты. Представители бизнеса согласны с этой позицией, ведь строительство самого простого придорожного комплекса класса «С» по скромным подсчетам обойдется более чем в 50 млн. тенге (примерно 150 тыс. долларов). Предприниматели не станут вкладывать в строительство такие суммы, если расчетный доход не обеспечит хотя бы минимальную окупаемость, что бы ни утверждали чиновники.

Обещаниям властей сложно поверить, ведь уже который год миллиарды тенге, полученных от налогоплательщиков, буквально закатывают в асфальт, строя и перестраивая новые, но неэффективные и некачественные дороги. Хуже всего, то, что никому не приходит в голову изменить ситуацию, и плохие дороги в Казахстане воспринимают как данность.

Возможно, положительным результатом госпрограммы станет строительство 12-километрового моста через Иртыш, самого крупного в Центральной Азии. Мост призван сократить путь из Астаны в Семипалатинск и Усть-Каменогорск. Но только время покажет, станет ли этот проект настоящей гордостью Казахстана.

Предыдущие новости