Антитеррористический «Пакет Яровой» затронет работу логистов

28.07.2016

яровая

Поправки к федеральным законам, направленные на усиление борьбы с терроризмом, получившие название «Пакет Яровой», бурно обсуждаются в сообществе логистов и транспортников. Как правило, речь идет о необходимости установки дополнительного оборудования для досмотра посылок и грузов и связанных с этим затрат. Между тем, изменения коснутся и закона о транспортно-экспедиторской деятельности в РФ.

Представители Национальной ассоциации дистанционной торговли подсчитали, что расходы почтовых и логистических компаний на внедрение дополнительных мер безопасности, установленных новым законом, могут составить до 180 млрд. руб. По оценкам руководства «Почты России», чтобы оснастить металлодетекторами, газоанализатами и прочим оборудованием все 42 тысячи российских отделений связи, потребуется около 500 млрд. руб. и еще более 100 млрд.руб. в год нужно будет тратить на поддержку работоспособности оборудования и оплату труда персонала. Несомненно, эти огромные затраты повлияют на стоимость доставки, что в перспективе может привести к снижению объемов внутренней и международной дистанционной торговли на 30-40%.

Что же касается экспедиторов, в связи с нововведениями в законодательстве им вменяется в обязанность проверка данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции, а также проверка достоверности документов и информации о свойствах груза, условиях его перевозки и другой значимой для перевозки информации, предоставленной клиентом. Эти положения зафиксированы в новой редакции статьи 4, пп. 1 и 4 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Неисполнение требований закона ведет к штрафам: от 3-5 тыс. руб. для граждан до 50-100 тыс. руб. для юридических лиц. При повторном нарушении предприятию грозит еще более крупный штраф или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По мнению экспертов в области транспорта и логистики, коррективы в законодательстве окажут влияние на порядок организации перевозок и, возможно, приведут к росту тарифов.

Генеральный директор STS Logistics Кирилл Власов считает, что исполнение экспедиторами несвойственных им функций по проверке контрагентов и грузов противоречит принципу узкой специализации участников перевозки и ведет к удорожанию услуг. Генеральный директор ООО «Трансгео» Сергей Попов отмечает, что механизма проверки экспедиторских компаний на предмет сопоставления ими реальных и заявленных заказчиком свойств груза не существует. Проверка ведется только относительно скоропортящихся грузов, главным критерием здесь является температура груза. А, к примеру, свойства стройматериалов на практике никто не проверяет, и четких критериев для такой проверки нет.

По мнению директора по управлению цепями поставок компании O’stin Дмитрия Мальцева, необходимо дождаться от Минтранса разъясняющих инструкций о порядке исполнения поправок и о том, как будут контролировать экспедиторов на предмет проверки данных.

Председатель совета директоров Nawinia Рустам Юлдашев не считает, что поправки к закону окажут серьезное влияние на отрасль. Проверка юридических лиц и грузов – обычная практика в транспортном бизнесе, так как все участники перевозки несут ответственность друг перед другом. Что же касается учащения проверок грузов – это скорее вопрос доверия участников логистической цепочки. В любом случае проверка 100% грузов – это бессмысленная и трудноосуществимая задача.

Многие компании оказываются комментировать нововведения, считая, что это скорее политический ход, чем экономический, так как проверки грузов и грузоотправителей и так производились всегда. Несмотря на это, у многих участников рынка возникают опасения, что исполнение новых законов в итоге приведет к росту цен на перевозки.

Предыдущие новости