40 лет без ремонта: секреты дорог в США
Каждый россиянин, которому хоть раз довелось проехать по американскому хайвею, испытывает острое чувство зависти: в России такие ровные, ухоженные и удобные дороги встречаются крайне редко. Секрет американских дорог заключается в технологии строительства. Большинство дорог в США, начиная от федеральных трасс и заканчивая региональными дорогами – бетонные. Американская технология позволяет достаточно быстро прокладывать качественные трассы, обладающие высокой износостойкостью и пропускной способностью, превосходящие по этим параметрам европейские дороги.
Китай, взяв за основу эту технологию, за 15 лет смог построить более 70 тыс. км дорог. Для сравнения — в огромной России протяженность федеральных трасс всего 50 800 км. и качество их не сравнить с американским. В России первым «строителем» бетонных дорог был Л.П. Берия. Два бетонных кольца, опоясывающих Москву на расстоянии 50 и 100 км от города, были проложены в ходе строительства заградительной системы ПВО, и успешно функционируют до сих пор, требуя лишь небольшого «косметического» ремонта.
Как строят дороги в США
Американские федеральные трассы строятся по строгим стандартам. Встречные полосы обычно разделяет зеленая полоса или бетонный отбойник, но при этом полосы никогда не подходят друг к другу ближе, чем на 10 м. Скоростной режим этих трасс от 60-80 км/ч до 100-130 км/ч. Левая обочина имеет ширину 3 м., а правая – 6 м. Для безопасного съезда, максимальный уклон дороги не превышает 6%. Дороги рассчитаны на нагрузку до 36 т. Пересечения с другими трассами выполнены не в виде перекрестков, а как развязки с плавными поворотами. Для съезда в населенные пункты и второстепенные дороги параллельно трассе прокладывается дублер.
На время ремонта отдельные участки трасс не перегораживают полностью. Места ремонта просто отделяют бордюрами и конусами, при этом скоростной режим трассы не меняется.
Дорожное полотно, уложенное по американской технологии, представляет собой сложный «бутерброд». Для строительства основания грунт выбирают примерно на 1 м. в глубину, затем отсыпают «подушку» из песка, гравия и глины. Каждый слой трамбуют и проливают раствором хлорида кальция или известью. Такое основание постоянно удерживает определенное количество влаги, поэтому не расползается и не проседает. На основание укладывают слой асфальта толщиной 5-7 см. Асфальт создает ровную поверхность и служит в качестве гидроизолирующего слоя. Далее укладывают арматурную сетку и заливают полотно дороги слоем бетона толщиной до 30 см. Примерно через месяц дорожное полотно обретет необходимую прочность и будет служить без капремонта гарантированно 25 лет, а на практике – до 30-40 лет.
Строить такие дороги выгодно. Они не только экономичны в обслуживании, долговечны, но и приносят прибыль. С каждого галлона бензина (примерно 4л.), купленного на бензоколонке, 2,5 цента перечисляются в Федеральный дорожный фонд. Кроме того, фонд пополняется за счет различных налогов и сборов, частных инвестиций, реализации ценных бумаг. Все это позволяет ежегодно получать десятки миллиардов долларов, которые направляются на развитие дорожной сети.
Экономисты подсчитали, что каждый доллар, вложенный в развитие дорог, возвращается в экономику двумя долларами. Автотранспортная инфраструктура – становится важным источником новых рабочих мест: строительством и обслуживанием дорог занято более 300 тыс. американцев. Строгие стандарты безопасности направлены на снижение количества ДТП и числа погибших и пострадавших в авариях. При всем этом автомобильные грузоперевозки в США гораздо выгоднее, чем железнодорожные. За год по американским дорогам перевозят грузов на сумму более 6 млрд. долл.
Немного об истории развития дорожной сети США
Бурное развитие дорожного строительства в США началось в 1908 г., с момента запуска знаменитого конвейера Форда, который сделал автомобиль доступным широким слоям населения и буквально пересадил Америку на колеса. Несмотря на достаточно бессистемное и стихийное развитие дорожной сети, в период с 1901 г. до начала 20-х годов ХХ в. протяжённость американских дорог увеличилась от 1 200 км до 250 000 км! Первым задумался о необходимости системного развития дорог президент Рузвельт. Благодаря ему сотни тысяч американцев получили рабочие места в годы Великой Депрессии и была заложена основа для «мотора» американской экономики.
Настоящим реформатором американских трасс стал Томас Макдональд, которому пришлись по душе германские бетонные автобаны с их разделительными элементами и ограниченным количеством строго установленных съездов. В 1941 году был принят закон о создании федеральной сети 4-полосных автострад, доступных для всех штатов общей протяженностью 43 тыс. км. Однако с началом Второй мировой войны реализация проекта была отложена. Вернулись к нему уже после кончины Рузвельта в 1947 г. увеличив протяженность хайвеев до 63 тыс. км.
Серьезным толчком к развитию дорожной сети США послужила военная авантюра в Корее. Вяло продвигавшийся ранее из-за недостатка средств проект, был впервые в истории профинансирован совместно из федеральных средств и средств штатов, что дало возможность за год проложить более 10 тыс.км дорог.
В 1956 г. генерал Эйзенхауэр настоял на создании Федерального дорожного фонда. Специальный закон окончательно определил стандарты строительства дорог, дизайн дорожных знаков, правила нанесения разметки, а также определил карту основных трасс. В знак особой признательности президент Джордж Буш-старший принял закон о присвоении этой дорожной сети названия Национальная система хайвеев имени Эйзенхауэра.
Рассматривая историю развития дорог в США в разрезе общего экономического роста страны, можно вынести много поучительных идей для России, с её огромными просторами, хронически страдающей от бездорожья. Все указывает на то, что процветание страны невозможно без должного внимания к проблеме автодорог.