В 2022 рынок грузоперевозок вернется к допандемийному уровню
20.12.2021
Рынок грузоперевозок в России быстро наращивает темпы роста, и по оценкам экспертов уже в 2022 году он вернется к показателям, достигнутым к началу пандемии COVID-19. Сфера пассажирских перевозок сильнее пострадала от локдауна и ограничений, поэтому здесь восстановления прежнего уровня стоит ждать только к 2024 году. Такой прогноз дали эксперты агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) в недавнем аналитическом обзоре.
Рост рынка грузоперевозок в 2021 году происходил в основном за счет несырьевых грузов: товаров первой необходимости, фармацевтических препаратов, медицинских изделий, электроники, продуктов питания.
Еще один фактор увеличения доходов транспортной отрасли — рост тарифов. По оценкам аналитиков, к 2022 году цены на доставку грузов всеми видами транспорта вырастут примерно на 10%. Это обусловлено повышением спроса и операционных расходов грузоперевозчиков.
Транспортная отрасль растет за счет грузовых перевозок
В отчете НКР отмечено, что главными получателями доходов в 2020 году стали грузовые транспортные компании, а сектор пассажирских перевозок был убыточным из-за повсеместного ограничения передвижения людей. Эта тенденция продолжает сохраняться в 2021 году и, видимо, останется неизменной в ближайшие 2 года.
Значительный рост прибыли (до 9-10 раз) от грузоперевозок в 2021 году был отмечен на авиационном и морском транспорте. При этом объемы перевозок по железной дороге снизились из-за сокращения количества сырьевых грузов — угля, нефтепродуктов, металла, цемента и т.д.
В секторе автомобильных грузоперевозок рост был вызван бурным развитием электронной коммерции и дистанционных продаж. Подробных данных по этому сектору эксперты НКР не приводят, но может быть довольно показательным пример компании Globaltruck, крупнейшего автоперевозчика с полной загрузкой машин на Урале и в Сибири. Только за первую половину 2021 года её операционная прибыль выросла на 60%.
Картина рентабельности грузоперевозок сильно изменилась
В период пандемии железнодорожные перевозки, которые всегда считались наиболее прибыльными, перестали быть рентабельными. Этот тренд эксперты связывают со значительным повышением тарифов на морские и авиационные перевозки, вызванный логистическими сбоями, нехваткой грузовых транспортных средств и карантинными ограничениями. Наиболее прибыльным в 2020 году стал авиатранспорт с рентабельностью 25%, а морской оказался на втором месте с рентабельностью 11%.
Ставки на контейнерные морские перевозки значительно выросли в 2020 году и продолжают повышаться. Логистический коллапс, вызванный пандемией, обусловил повышение показателей многих компаний, осуществляющих мультимодальные контейнерные грузоперевозки. Аналитики НКР считают, что в этой связи наибольший потенциал развития имеют такие российские транспортные компании, как «Трансконейнер» и Fesco. За 2020 год число порожних и груженых 20-футовых контейнеров, перевезенных РЖД, выросло на 15,9% в сравнении с 2019 годом и составило 5,8 млн единиц. В 2021 году рост рынка транзитных контейнерных перевозок ожидается в пределах 10,5 – 11%, но к 2022 году из-за ограниченности пропускной способности инфраструктуры его темпы снизятся до 9%.
Значительное сокращение пассажиропотока вынудило авиакомпании уделить больше внимания сфере доставки грузов. До пандемии грузы почти всегда перевозились самолётами вместе с пассажирскими рейсами. В 2020 году, несмотря на запреты полетов для людей, важно было продолжать доставлять грузы, поэтому авиакомпании стали активно развивать грузовое направление. Объемы доставки грузов в ряде компаний увеличились в три раза в сравнении с 2019 годом. Это перспективное направление, и авиаперевозчики не собираются отказываться от него в дальнейшем.
Пассажирские перевозки находятся в глубоком кризисе
В отличие от грузового транспорта, сектор пассажирских перевозок по-прежнему находится в состоянии кризиса. Пассажирооборот на авиационном и железнодорожном транспорте в 2021 году все еще остается на 20% ниже, чем в 2019 году. Ситуация с внутренними водными и автомобильными перевозками сложнее, здесь число пассажиров стало меньше на 22%, а на морском транспорте снижение пассажиропотока достигло 23%.
Ослабление карантинных мер в 2021 году позволило авиакомпаниям частично сократить убытки, в основном за счет роста числа внутренних рейсов. Железнодорожные перевозки по внутренним маршрутам также были востребованы в текущем году. Однако аналитики опасаются, что введение проверки QR-кодов для вакцинированных от COVID-19 на междугородном транспорте спровоцирует очередной виток кризиса. Пассажиропоток снова начнет снижаться. Возврат отрасли на допандемийный уровень в целом сильно зависит от ситуации с вакцинацией населения и объема карантинных мероприятий. Достижение показателей 2019 года по оценкам экспертов НКР в текущей ситуации возможно не ранее 2023-2024 года.