Секреты успешной логистики Amazon

01.02.2021

Крупнейшая в мире торговая онлайн площадка Amazon ежедневно обрабатывает более 4 миллионов заказов. Общее количество продавцов в этом гигантском маркетплейсе превышает 3 миллиона, а число товаров, размещенных в его каталоге, приближается к 350 миллионам. С таким объемом работы непросто справиться, поэтому штат сотрудников Amazon в 4 раза больше, чем у другого мирового гиганта — Google, при этом большая часть из 270 тысяч работников трудятся на складах. Но, как и у других крупных компаний, у Amazon есть свои секреты и ноу-хау, благодаря которым число ошибок при доставке удается свести к минимуму.

1. Строгий контроль на каждом этапе

Главный секрет четкой и слаженной работы складских служб Амазона — сложнейшая компьютерная система контроля, планирующая каждый шаг сотрудников на 90 громадных складах компании. Компьютер рассчитывает график работы людей до секунд, не оставляя шанса бесцельно тратить время. Тех, кто не выполняет задачу в установленный машиной срок, штрафуют, а могут и уволить.

Несмотря на поражающие размеры в 50-60 тыс. кв. м, на складах Amazon товарные позиции не сортируются по отделам, а складываются в освобождающиеся ячейки по мере поступления. На одной полке могут соседствовать книги и одежда, смартфоны и молотки. Человеку в этой логике разобраться невозможно, да это и не требуется.

Система управления складом базируется на штрих-кодах. Поступающему товару присваивается код определенной ячейки. Как только покупатель сделал заказ, у сотрудника, находящегося рядом с местом хранения, на экране сканера появляется адрес: номер ряда и полки. Человеку остается подойти к полке, повторно сверить штрих-код, чтобы исключить ошибку, передать товар на сборку заказа и идти к следующему адресу. Иногда компьютер отводит на поиск всего 5-10 секунд, так что работать приходится на износ.

Чтобы предотвратить воровство, предусмотрены строжайшие ограничения. Перед работой сотрудники оставляют все личные вещи в шкафчике и переодеваются в спецодежду без карманов. В течение дня служба безопасности отслеживает перемещения по складу, а после смены все рабочие проходят досмотр.

Понятно, что с такими условиями труда Amazon сложно назвать заботливым работодателем. Зато благодаря исключению человеческого фактора эффективность работы онлайн-ритейлера такова, что многим остается лишь завидовать. К примеру, логистический центр в штате Кентукки обрабатывает около 400 заказов в секунду, и каждые две минуты от него отправляется машина доставки.

2. Продуманная система движения товаров

С момента поступления на склад до доставки покупателю товар проходит длинный путь. Он начинается с распределения поставок по складам. Система анализирует прошлые заказы, и если в каком-то регионе возрос спрос на кроссовки, то новая партия кроссовок скорее всего отправится туда.

На складе поступившие вещи распаковывают, каждую единицу маркируют штрих-кодом и складывают в корзины. Затем по конвейеру товары в корзинах доставляются на разные участки, где их распределяют по свободным ячейкам и закрепляют адреса, сканируя штрих коды товара и ячейки. Так электронная система понимает, где лежит тот или иной предмет. Человек не разберется в этом кажущемся хаосе, так как привычной сортировки по видам продукции на складах Amazon нет. Зачастую работники даже не знают, что лежит на полке, так как они ориентируются по адресам ячеек. В буквенно-цифровом коде зашифрованы обозначения секции, ряда и номера ячейки. Артикулы распределены равномерно по всему складу, это позволяет сократить время обработки. При этом, чтобы исключить ошибки, в соседние ячейки никогда не кладут схожие изделия.

Когда на сайте формируется заказ, компьютер мгновенно находит товар на ближайшем к покупателю складе и отправляет сигнал работнику, который в этот момент ближе всего к месту хранения. У работника на сканере высвечивается адрес ячейки. Он находит ячейку, сканирует код и несет коробку к конвейеру. За один рабочий день такой «собиратель» сканирует и относит на конвейер не меньше 1000 товаров.

По конвейеру товары перемещаются к месту сборки заказов. Здесь сотрудники расставляют их по многоярусным полкам с колесиками. Одна секция такой полки — это один заказ.

Полки везут к месту упаковки заказов, где вещи из одной секции складывают в фирменные коробки. Подходящий размер коробки определяет компьютер, он же отправляет команду выдать упаковочную ленту и, если нужно, пакеты с воздухом для защиты хрупких предметов. На сборку заказа отведено примерно 30 секунд, так что отдыхать людям некогда. Из-за высоких нагрузок рабочие часто не выдерживают и увольняются спустя полгода-год работы. Amazon не скрывает, что в компании большая текучесть кадров, несмотря на высокие зарплаты.

После упаковки готовые заказы по конвейеру едут к месту почтовой маркировки, а затем ожидают погрузки на нижнем этаже склада. Отсюда заказы отправляются по всему миру с помощью собственного транспорта Amazon, а также почтовых, курьерских и логистических служб.

3. Глубокий анализ маршрутов и способов доставки

Отдельная мощнейшая аналитическая система Amazon рассчитывает наиболее экономичный способ доставки. Для каждой посылки вычисляется кратчайший маршрут, благодаря этому компания не только экономит миллионы долларов на горючем, но и умудряется доставлять посылки раньше намеченного срока на несколько часов, а иногда и дней.

Для многих товаров с Amazon доставка по США бесплатна, но если вы живете в Европе или в России, то доставка обойдется в круглую сумму, так как ее доставляют компании-посредники.

Чтобы снизить расходы на доставку и уменьшить комиссии, которые приходится платить транспортным компаниям-посредникам, Amazon развивает собственную транспортную систему. Это не только курьерские службы и автотранспорт, но также собственный авиапарк из дронов и самолетов, на который компания в ближайшее время планирует потратить около полутора миллиардов долларов.

4. Повсеместная роботизация

Начиная с 2009 года Amazon ведет беспощадную войну со всем, что мешает компании работать эффективно. К примеру, увеличение скорости загрузки страниц сайта всего на 1/10 секунды увеличивает активность покупателей на 1%. При таких гигантских объемах это незначительное улучшение дает миллионную прибыль. Задержки в доставке тоже не допускаются, это особый «пунктик», на котором сосредоточено все внимание компании.

К сожалению, сроки доставки автомобилями сложно сократить из-за ограничений по скорости на дорогах, а полеты дронов разрешены не во всех городах. Приходится максимально оптимизировать то, что более доступно: работу персонала на складах. Но и возможности человека не безграничны. Сотрудники склада проводят на ногах по 10-12 часов. При таком режиме работы невозможно исключить ошибки из-за банальной усталости, а каждая ошибка — это задержка отправки заказа.

Чтобы исключить влияние человеческого фактора, Amazon постепенно перекладывает работу живого персонала на роботов. С 2012 года на складах появилось почти 40 тысяч машин Kiva Systems, которые помогают перевозить грузы по территории склада. Сверху на робота устанавливают полку с ячейками, и когда покупатель заказывает товар из ячейки, робот доставляет нужную полку сотруднику склада. Роботу не нужен отдых, он может двигаться между рядами круглые сутки и перевозить достаточно большой вес. Таким образом повышается эффективность работы склада.

Возможно, в скором будущем роботы сами будут находить товары на складе, доставлять их на конвейеры и упаковывать, а дроны и беспилотные автомобили заменят водителей грузовых машин. Тогда армии сотрудников Amazon придется подыскивать себе новое место работы. Ведь в борьбе за скорость и эффективность работы торгового гиганта человек оказывается самым слабым звеном.