Самые длинные тоннели Москвы: от прошлого к будущему
05.02.2021
Тоннель — одно из старейших изобретений человечества: еще древние римляне и жители Вавилона пользовались подземными проходами, правда чаще всего в военных целях. Первый в мире автомобильный тоннель был построен американцами в 1927 году. А вот в Советском Союзе автомобильных тоннелей не существовало вплоть до конца 50-х годов 20 века, несмотря на то, что уже во всю шло строительство метро и были проложены сотни километров железнодорожных тоннелей.
Первый советский автотоннель был построен на главной правительственной дороге столицы, Кутузовском проспекте, в 1959 году. К тому времени машин в Москве стало так много, что возникла необходимость разграничить транспортные потоки. Трехполосный разноуровневый тоннель на Кутузовском долгое время оставался самым крупным подземным объектом автомобильной инфраструктуры в Москве, так как других просто не было.
В 2000 году Кутузовский тоннель пережил капитальную реконструкцию и превратился в пятиуровневую транспортную развязку с максимальной длинной в 500 м., распределяющую пересекающиеся потоки машин по разным направлениям. К настоящему времени тоннель утратил звание крупнейшего и даже не входит в десятку самых длинных тоннельных сооружений города.
Самый длинный тоннель Москвы — Лефортовский
Сегодня десятку длиннейших подземных путепроводов столицы возглавляет Лефортовский тоннель, имеющий протяженность 3246 м и проходящий под одноименным парком и рекой Яузой. Он также завоевал звание самого широкого автотоннеля в Европе. Но среди автомобилистов Лефортовский чаще называют «тоннелем смерти» из-за часто случающихся здесь ДТП.
Сооружение представляет собой сложную систему, включающую две семиполосные ветки для движения транспорта, одна из которых залегает на глубине 30 метров, а другая — частично выполнена в виде эстакады. Работу путепровода поддерживают системы вентиляции, отвода воды и пожарной защиты. Специальные датчики контролируют уровень загазованности, а за безопасностью следят камеры наблюдения. По ходу движения устроены эвакуационные выходы, ведущие в дополнительный аварийный тоннель, установлены таксофоны для связи и вызова аварийных служб. В подземном диспетчерском пункте сосредоточено управление всеми службами тоннеля.
Но, к сожалению, ни одна система безопасности не может защитить от банальной человеческой глупости, ведь большинство аварий в Лефортовском тоннеле случается из-за нарушения скоростного режима и несоблюдения ПДД.
Вторым по протяженности среди московских тоннелей считается Северо-Западный тоннель, длина которого — 3126 м. В пятерку крупнейших также вошли тоннели: Алабяно-Балтийский (1935 м), Волоколамский (1730 м) и Гагаринский (1100 м).
Грядет время новых рекордов
По всей видимости, Лефортовскому тоннелю недолго осталось нести пальму первенства в соревновании подземных путепроводов. Генеральный план развития Москвы до 2025 года предусматривает строительство еще трех гигантских тоннелей, два из которых превзойдут нынешнего чемпиона, а третий обгонит его по протяженности на пару сотен метров.
Первый из новых тоннелей будет проложен под музеем-заповедником «Коломенское», его длина предполагается 4 850 м., подземная трасса такой же протяженности свяжет улицу Борисовские Пруды с Варшавским и Каширским шоссе. Третий тоннель планируется построить под Семёновской и Преображенской площадями, он свяжет Краснобогатырскую улицу и проспект Будённого.