+7 (495) 648 66 52 пн–пт с 9:00 до 18:00
8 800 555 20 63 бесплатно по России

Мы всегда на связи:

WhatsApp

Обратный звонок

Адрес склада в Москве:
МО, п. Томилино, микрорайон
«Птицефабрика»,
ТЛК «Томилино», склад 3ж6
Выберите склад в другом городе
Главная / Новости / Новые правила цифровой подписи парализуют бизнес

Новые правила цифровой подписи парализуют бизнес

24.07.2019

Как сообщает информационный портал «РосБизнесКонсалтинг», на днях ряд крупных международных брендов, среди которых L’Oreal, Unilever, X5 Retail Group, направили в адрес премьер-министра России обращение, в котором содержалась критика законопроекта о цифровой подписи. Представители крупного бизнеса выразили опасение, что новый закон парализует электронный договор. Среди российских компаний инициативу глобальных брендов поддерживает государственное ПАО «Сбербанк».

В обращении исполнительного директора НП ECR, в котором участвуют крупнейшие транснациональные производители и ритейлеры товаров народного потребления, Максимилиана Мусселиуса заявляется, что вносимые поправки в закон о цифровой подписи неизбежно увеличат расходы и бизнеса, и государства. Также есть риск того, что эти изменения парализуют деятельность компаний, входящих в некоммерческое партнёрство.

Кроме представителей международного бизнеса о новом законопроекте отрицательно отозвалось правление ПАО «Сбербанк», обращение которого также поступило в адрес председателя Правительства Российской Федерации.

Суть вопроса

Исполнительный директор НП ECR напомнил премьер-министру России, что в начале июня зампред Совета Федерации Андрей Турчак внёс на рассмотрение членов правительства ряд поправок к законопроекту. В соответствии с предложением сенаторов, получение усиленной квалифицированной ЭЦП юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями будет возможно только в удостоверяющем центре ФНС, финансовыми организациями — в удостоверяющем центре Банка России, а государственными служащими — в удостоверяющем центре Федерального казначейства.

Напомним, что усиленная квалифицированная ЭЦП приравнивается к «живой» подписи. Она создается при помощи программных средств шифрования, сертифицированных Федеральной службой безопасности. Усиленная квалифицированная ЭЦП даёт возможность организациям и физическим лицам обмениваться юридически значимой документацией посредством цифровых технологий.

В настоящее время такую ЭЦП вправе выдавать удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязью, которых в России около пятисот. Если поправки, внесённые Советом Федерации, утвердят, эти центры смогут выдавать усиленную квалифицированную ЭЦП исключительно физическим лицам, а требования к этим организациям ужесточатся. В частности, им установят порог собственных средств не менее чем в 1 млрд. рублей и введут уголовную ответственность «за заведомо умышленные действия сотрудников». Авторы законопроекта уверены, что эти меры сократят случаи мошенничества с использованием ЭЦП.

Есть ещё одно новшество. Документы придётся подписывать двумя ЭЦП, а не одной — личной усиленной квалифицированной цифровой подписью руководителя и юридического лица.

В пресс-службе правящей партии подтвердили, что проект закона был передан на отзыв Правительства, чтобы ускорить его принятие в первом чтении.

Чего хочет бизнес

В обращении руководителя НП ECR сделан акцент на том, что при возникновении технических проблем наличие единственного удостоверяющего центра для всех предпринимателей и юридических лиц может парализовать работу предприятий и организаций. Действующая система, при которой ЭЦП выдают множество аккредитованных структур, позволяет нивелировать подобные риски.

Кроме того, обязательное подписание документов сразу двумя ЭЦП повлечёт за собой дополнительные траты на модернизацию IT-систем юридических лиц. Им придётся синхронно верифицировать несколько ЭЦП, проставленных на одном документе. Таким образом, алгоритм, предложенный в законопроекте, увеличит время обработки документов в два раза, что негативно скажется на эффективности бизнес-процессов.

Неназванный источник «РБК» в одном из крупнейших российских банков утверждает, что «монополия», которую легализует данный законопроект ведёт к риску блокировки операционной деятельности бизнес-структур, что влечёт дестабилизацию предпринимательства по всей стране . Обязательность двух усиленных квалифицированных ЭЦП может спровоцировать значительно снижение скорости обработки электронных документов и увеличить затраты хозяйствующих субъектов на приведение своих информационных систем к новым требованиям. Помимо этого, возможен риск нарушения личных прав физических лиц. Их персональные данные будут скомпрометированы обязанностью подписывать рабочие документы личной ЭЦП.

В российском представительстве X5 Retail Group пояснили, компания полностью солидарна с аргументами, изложенными в письме руководства НП ЕСR.

Представитель владельца аккредитованного удостоверяющего центра «СКБ Контур» отметила, что утверждение законопроекта в предложенной редакции может негативно сказаться на потребителях услуги. Нарушится принцип одного окна, когда организация, выдающая ЭЦП также осуществляет её техсопровождение. Организации будут вынуждены обращаться к разным операторам. В несколько раз вырастет поток передаваемых документов, что может спровоцировать коллапс электронного документооборота. Помимо этого, в законопроекте не проработан алгоритм отзыва электронных доверенностей. Личную ЭЦП физического лица можно отозвать лишь по его заявлению. Это спровоцирует риск того, что любой сотрудник в случае увольнения сможет подписывать электронные документы от имени юрлица, в котором ранее работал.

Так же представитель компании «СКБ Контур» выразила опасение, что предлагаемое в законопроекте регулирование отрицательно скажется на деятельности коммерческих удостоверяющих центров. Выдача сертификатов ЭЦП для юридических лиц составляет более 95% от всех выпускаемых электронных подписей. В случае, если эту функцию полностью отдадут госструктурам, рынок этих услуг перестанет развиваться. Навести порядок в выпуске электронных подписей можно и без утверждения государственной монополии. Один из выходов представитель «СКБ Контур» видит в том, чтобы обязать должностное лицо лично присутствовать при выпуске сертификата усиленной квалифицированной ЭЦП на имя возглавляемой им организации. Также можно ввести практику одобрения заявок на выпуск ЭЦП со стороны Федеральной налоговой службы.

Неназванный информатор «РБК» в верхней палате парламента рассказал, что сенаторы хорошо знают позицию бизнес-структур. В Правительство поступают разные мнения относительно данного вопроса. Оно рассмотрит их и вынесет вердикт о том, в кокой редакции необходимо принять законопроект. До второго чтения Правительство проведёт ряд консультаций на различных экспертных площадках, включая совет по цифровой экономике при Совете Федерации. Таким образом, во внесенный законопроект внесут необходимые поправки, которые будут учитывать мнения и обоснованные пожелания всех заинтересованных сторон.

Как всё начиналось

В начале 2017 года Минкомсвязи выступило с предложением лишить негосударственные компании права выпуска сертификатов усиленных квалифицированных ЭЦП, закрепив эти полномочия за государственными структурами. Эту инициативу объяснили тем, что бизнес-структуры допускают нарушения, которые дискредитируют ЭЦП в глазах госрегулятора и надзорных органов. Но экспертное сообщество тогда не поддержало это предложение министерства.

Так, в резолюции экспертного совета при Правительстве РФ говорилось, что госструктуры не смогут быстро наладить выпуск ЭЦП, а новая система приведёт к закрытию коммерческих удостоверяющих центров, за которым последует неизбежное увольнение 15 тысяч квалифицированных работников.

Позднее и Министерство экономического развития наложило отрицательную резолюцию на законопроект. В частности, в ней указывалось на то, что реализация предложения Минкомсвязи повлечёт за собой значительные бюджетные расходы и риски, которые отрицательно повлияют на рынок выпуска сертификатов ЭЦП. Против этой инициативы выступил и Центральный банк России, ведь многие отечественные финансово-кредитные организации владеют собственными аккредитованными удостоверяющими центрами.