Итоги 2020: как сказалась пандемия на транспортной отрасли
22.02.2021
Весенний локдаун, связанный с пандемией коронавируса, вызвал резкий обвал рынка грузоперевозок не только в России, но и по всему миру. Несмотря на пессимистичные прогнозы, к лету отрасль смогла восстановить свои позиции, а в отдельных сферах показала рост по итогам года.
Интересно, что статистика отрасли за прошлый год очень противоречива. Так, по данным Росстата, объемы грузоперевозок в 2020 году в России снизились почти на 5%. Только морские перевозки показали прирост в 16,2%, а по остальным направлениям наблюдался спад: объем автоперевозок уменьшился на 1,4%, железнодорожных — на 2,2%, а авиаперевозок — на 3,8%.
В то же время неофициальная аналитика свидетельствует о росте отдельных сфер рынка. Например, группа FESCO сообщает, что объем контейнерных перевозок вырос на 11%, а статистика транспортной биржи АТИ показала рост числа заказов на 10%. Конечно, можно говорить, что это данные отдельных фрагментов рынка. Но цифры в +10% не коррелируют с официально заявленной тенденцией. Ведь на падающем рынке всем тяжело зарабатывать.
Возможно, неточность данных Росстата связана с методикой подсчета. Ведомство запрашивает информацию по перевозкам на добровольной основе. И если крупные компании регулярно отправляют статистику, то небольшие перевозчики делают это от случая к случаю. К тому же во время локдауна многие частники и ИП предпочли уйти в тень, чтобы выжить. Так в официальной статистике получился спад, которого на деле не было.
Вторая волна пандемии не повлияла на рынок
Несмотря на разницу в итогах, оценка общей динамики рынка у экспертов и у Росстата совпадают. Весной было зафиксировано естественное резкое падение, связанное с ограничениями. К июню рынок стабилизировался, а к концу лета начался прирост.
Отмечается еще одно «метание» рынка. В марте перед объявлением карантина объем автоперевозок подскочил на 23%. Это ритейлеры, столкнувшиеся с покупательским ажиотажем, принялись наращивать товарные запасы. Затем во время ограничений объем перевозок ожидаемо упал на 20%. Но уже в июне рынок вернулся на уровень 2019 года, а затем постепенно пошел в рост.
Вторая волна пандемии, в отличие от весенней, оказалась более тяжелой для населения и медиков, но при этом она мало повлияла на работу грузоперевозчиков. Почти все они продолжали трудиться в обычном режиме. Власти не решились вводить новый локдаун, который бы подкосил ослабевшую экономику, а небольшие ограничения не мешали работе транспортников.
Региональные перевозки выросли до 15-20%
Одним из долгосрочных трендов прошедшего года стал ощутимый прирост региональных грузоперевозок. Центральный регион постепенно превращается в крупный логистический хаб, откуда грузы распределяются по всей стране. С одной стороны, это связано с развитием онлайн торговли. Эта сфера получила хороший толчок во время локдауна, а склады крупных интернет-ритейлеров в основном базируются в Подмосковье. С другой стороны, это могло быть связано с временным оттоком населения из крупных городов. Люди уезжали на дачи и в глубинку, где меньше риск распространения инфекции.
За прошлый год объем перевозок внутри Московской области вырос на 16%, в Ленинградскую область доставили на 12% больше грузов, в Нижегородскую область — на 17%, а поток грузов в Татарстан вырос на 24%.
Растет активность и внутри регионов, к примеру оборот грузов в Татарстане увеличился на 19%, на Кубани — на 16%, а на Южном Урале на 14%. А вот перевозки внутри Москвы и Санкт-Петербурга и межу ними снизились в среднем на 6-12%. Возможно, это связано с более строгими ограничениями и со сменой локации столичных жителей, многие из которых работали удаленно, а жили при этом за городом.