В Европе и РФ дефицит профессиональных водителей

29.09.2021

Нехватка водителей в автомобильной отрасли Европы составляет порядка 400 тысяч человек. Этот рекордно высокий уровень дефицита кадров был зафиксирован в исследовании, проведенном в 2021 году европейским агентством Transport Intelligence (TI). В наиболее тяжелом положении оказалась Польша, где не хватает 124 тыс. водителей. Непростая ситуация также сложилась в Великобритании, здесь не закрыто 60–76 тыс. вакансий на транспорте, и в Германии, где не хватает 45–60 тыс. водителей грузовиков.

Проблема дефицита водителей носит глобальный характер. Международный союз автотранспорта (IRU) сообщает, что в прошлом году в Азии и Европе 20% водительских вакансий остались незакрытыми. В России этот показатель достиг 17%, но по мере восстановления спроса на грузоперевозки, дефицит кадров продолжит увеличиваться и в 2021 году может вырасти до 24%.

Старение кадров, слабый приток новых сотрудников из-за тяжелых условий труда и низкого уровня престижности профессии водителя в течение многих лет ослабляют транспортный сектор. Пандемия только усугубила ситуацию.

Как можно решить проблему нехватки кадров

Дефицит профессиональных водителей отрицательно влияет не только на транспортную отрасль, но и на экономику в целом, поэтому проблема требует безотлагательных мер. Аналитики TI считают, что в краткосрочной перспективе ситуацию можно улучшить за счет повышения заработной платы, внедрения систем премирования и гибких рабочих графиков. В долгосрочной перспективе необходимо развивать программы переобучения и найма водителей (например, бывших военных) улучшать условия труда и отдыха дальнобойщиков за счет строительства оборудованных автостоянок, мотелей, развития придорожной инфраструктуры. В более далеком будущем, возможно, проблему нехватки водителей грузовиков удастся решить благодаря внедрению беспилотных технологий.

Развитие автошкол для притока молодых кадров

Одна из причин слабого притока в отрасль молодежи — недостаточное количество автошкол, в которых готовят водителей для грузового транспорта. В России число таких учебных заведений в последние десятилетия значительно сократилось, а в Европе их раньше было не так много.

Грузоперевозчики всячески поддерживают открытие школ и курсов для дальнобойщиков. Так в Польше Национальная ассоциация автоперевозчиков добилась восстановления подготовки по специальности водителя-механика в профессиональных школах. В Литве перевозчики наладили сотрудничество с автошколами, предоставляя рабочие места для их выпускников. Это выгодно обеим сторонам: школа гарантирует молодым водителям трудоустройство, а компании заранее «бронируют» себе сотрудников.

Крупные грузоперевозчики, такие как Natanek (Польша), Melis Logistics (Голландия), Nagel-Group (Германия), пошли еще дальше и открыли собственные автошколы для подготовки водителей грузовых категорий. А испанские грузоперевозчики возмещают молодым дальнобойщикам расходы на обучение, побуждая их работать в своих компаниях.

Российская компания ПЭК уже несколько лет сотрудничает с автошколами общественно-государственной организации ДОСААФ. ПЭК обеспечивает трудоустройство водителей и при необходимости оплачивает будущим сотрудникам обучение.

Привлечение в отрасль женщин-водителей

В мире число женщин-профессиональных водителей составляет всего 2%. В Евразии среди дальнобойщиков всего 1% женщин, в отличие от США, где за этот показатель достигает 5%.

Евросоюз считает привлечение женщин перспективным решением для компенсации дефицита рабочей силы в транспортной отрасли. Во многих странах Европы уже запланированы мероприятия по борьбе с гендерными стереотипами на рынке труда и образования в сфере транспорта, а компании призывают обмениваться опытом в этой области.

В России с 1 января 2021 года профессию водителя-дальнобойщика исключили из списка работ, запрещенных для женщин. Представительницам прекрасного пола теперь разрешено водить грузовые машины грузоподъемностью свыше 2,5 тонн. Однако стереотип «не женской профессии» у российских грузоперевозчиков пока довольно устойчив, да и условия работы водителей оставляют желать лучшего. Очевидно, что пока на отечественном рынке труда не стоит ожидать большого притока дальнобойщиц.