Беседа с дальнобойщиком, который работает в Европе
19.07.2019
Белорусские водители всё чаще идут в дальнобойщики. В том числе нанимаются в международные транспортные компании. Тренд ли это? Чтобы прояснить ситуацию, мы поговорили с одним из таких водителей — Петром, который более 8 лет работает на трансъевропейских маршрутах.
Пётр получил категорию «Е» уже в 21 год, когда окончательно определился, что будет водить большегрузы. Он сразу же устроился в компанию, которая осуществляла перевозки между Беларусью, Россией и странами Балтики. Поработав пару лет, Пётр был уже опытным дальнобойщиком, и когда в одной из европейских компаний объявили набор водителей, подал документы и получил работу. Сначала возил грузу из Европы в Россию, но уже 4 года работает исключительно в странах Евросоюза, не выезжая в СНГ.
О страхе
Больше всего пугает неизвестность. В Европе очень много штрафов, и большинство из них неподъёмны для тех, кто привык к белорусским ценам. Например, если нарушен режим смены труда и отдыха, можно вообще остаться без зарплаты: всё уйдёт на погашение штрафа.
Еще страшно сбиться с маршрута. В Европе не так много дорог, где можно свободно ездить на большегрузе. В их городах с узкими улочками приходится протискиваться между зданиями, деревьями и памятниками архитектуре. Конечно, с течением времени привыкаешь и не к такому, но не стоит полагаться на знания и опыт: включите навигатор и не отклоняйтесь от проложенного маршрута.
О несправедливости
Где деньги, там не ждите справедливости и порядочности. Цивилизованные европейские работодатели тоже любят где-то схитрить. И делают это не сами, а руками водителей из СНГ. Например, вынуждают вас нарушать правила и регламенты, угрожая тем, что оставят без зарплаты. Водителя, разумеется, «ловят», и он получает штраф. Как принято в Беларуси и России, он везёт квитанцию в контору, а там с удивлением узнаёт, что штраф должен платить он сам.
Конечно, это не массовое явление, но ребята жалуются довольно часто. Реже работодатель предлагает водителю оплатить половину штрафа. Совсем единичные случаи — когда наниматель берёт на себя ответственность за нарушение.
О воровстве
Число нападения на водителей и краж на дороге растёт прямо пропорционально притоку мигрантов. Приходится всегда держать ухо востро, иначе тебе обчистят. Одного моего знакомого усыпили газом прямо в кабине и вынесли из неё все, что возможно. У другого слили всё топливо.
К таким ситуациям приходится готовиться самостоятельно: работодатели не считают это своей проблемой. Например, наши парни покупают замки, которые блокируют двери и не дают злоумышленнику попасть в кабину, даже если дверной замок будет вскрыт. Ложась спать, можно стянуть дверцы между собой тросом или ремнями, которыми фиксируют груз. Можно приоткрыть люк — на случай если вас решать отравить газом.
Видели, что кабины некоторых дальнобойщиков буквально увешаны камерами видеофиксации? Думаете, что это компании устанавливают их, чтобы обезопасить своих водителей? Как бы не так! Вешают их, конечно, работодатели. Но совсем с другой целью. Это нужно им для того, чтобы потом можно было оправдаться перед заказчиком: видите, водитель невиновен, на него напали, его обокрали, это форс-мажор. А потом всё равно вынуждают водителя покрывать причинённый ущерб. И это невзирая на записи с видеокамер!
О безопасном паркинге
Нередко водителям фур дают указания — где можно вставать на ночёвку, а где нет. Чаще они приблизительны, описательны. Но иногда дают точные GPS-координаты. Один мой знакомый, из новичков, решил чётки придерживаться указаний. Он остановился на ночлег точно по навигатору, забив в него данные, выданные базой. В результате его обворовали, а стоимость груза вычли из зарплаты. Он, конечно, ссылался на то, что чётко следовал инструкции и встал там, куда указывал навигатор. Но выяснилось, что «диспетчер имел в виду место немного подальше».
О компенсации повреждений
Вот вам ещё одна абсурдная ситуация. Все машины, работающие на маршруте, в обязательном порядке застрахованы по системе КАСКО, и страхователь обязан компенсировать причинённый ущерб. Но при этом работодатели часто взыскивают деньги с водителей.
С повреждением груза дела обстоят ровно так же. Однажды у меня во время перевозки был повреждён товар, который неправильно упаковали. При том, что я правильно закрепил груз в кузове. Разумеется, я не считаю себя виноватым. Да я вообще не обязан знать правила упаковки тех или иных товаров! Но хозяева весь ущерб повесили на меня.
А что-то доказывать вообще не имеет смысла. Даже профсоюз не помогает разбираться в подобных ситуациях. От него есть польза там, где ты и сам разберёшься быстрее и легче, чем эти бюрократы.
О страховой «стенке»
В нашей компании этого нет, но от других водителей я слышал о «стенке». Это специальный страховой фонд, который пополняется из водительских зарплат. С каждой зарплаты хозяин удерживает по 800–1700 евро, которые кладёт в этот накопительный фонд солидарной ответственности своих работников. В случае чего, из этих денег изымается сумма, необходимая для покрытия ущерба.
О перевесе
С эти проблем практически не возникает. Применяемая техника точно фиксирует нагрузку на оси, и любой водитель может сам держать это на контроле. Конечно, бывает, когда хозяин настаивать на том, чтобы ехать с перевесом. Но это единичные случаи.
О списании топлива
Что хорошо — это то, что топливо всегда списывают по факту. Перерасход не фиксируется. Даже если в компании есть регламент, регулирующий расход ГСМ на маршруте, при превышении установленных норм хозяева пытаются разобраться в ситуации. Для этого поднимают документацию по специфике груза и учитывают условия транспортировки.
Но в некоторых компаниях действительно принятые жёсткие, а то и вовсе заниженные нормы расхода топлива. Это заставляет водителей проявлять чудеса бдительности, иначе можно «попасть» на солярку. Думаю, что это несправедливо: в дороге всякое может случиться, и далеко не всё зависит от мастерства водителя.
Об оплате труда
Здесь распространена крайне неудобная оплата по пройденному километражу. Чем это плохо? Бывает, что диспетчер «упорол косяк», ты застрял в многочасовой пробке, время капает, а километры — нет. В результате тебя не было дома три недели, а зарплату ты получил как за две.
Но и там, где платят за время в пути, тоже бывают недоразумения. Приведу пример. Однажды перед выходом в рейс я поинтересовался тем, какую зарплату получу по возвращении. Диспетчер уточнил моё имя, порылся в каких-то бумагах и сказал, что мой оклад — 65 евро за 24 часа. Но по возвращении со мной расплатились, исходя из 60 евро в сутки. Я попробовал разобраться. Дошёл до директора. Но ничего не изменилось. И это при том, что я предъявил запись переговоров с диспетчером по телефону, где он чётко говорил о 65 евро в день.
В завершении зашей беседы Пётр сказал, что, несмотря на озвученные им сложности, работать в Европе можно. И это значительно выгоднее, чем перевозки внутри страны или по СНГ. Но нужно чаще общаться с коллегами, узнавать их опыт, делиться своим. Если говорить о «кидалове», в странах «новой Европы» (Прибалтика, бывшие государства-члены Варшавского договора»), риск несправедливого отношения к труду водителей выше, чем в старом свете — Германии, Голландии, Франции. Но нужно нарабатывать опыт и заводить полезные знакомства: новичков редко берут в нормальные фирмы. Конечно, и в компании «с именем» могут «кинуть», но этот риск с лихвой покрывает зарплата, которая на порядок выше того, что Пётр зарабатывал на родине.