+7 (495) 648 66 52 пн–пт с 9:00 до 18:00
8 800 555 20 63 бесплатно по России

Мы всегда на связи:

WhatsApp

Обратный звонок

Адрес склада в Москве:
МО, п. Томилино, микрорайон
«Птицефабрика»,
ТЛК «Томилино», склад 3ж6
Выберите склад в другом городе
Главная / Новости / Азербайджанские черты российского фруктового бизнеса

Азербайджанские черты российского фруктового бизнеса

16.04.2019

Не многие знают, что подавляющее число успешных компаний, импортирующих фруктово-овощную продукцию в Россию, принадлежит выходцам из Азербайджана, точнее из одного его района – Шамкирского. Этот бизнес, зародившийся еще в советскую эпоху, успешно пережил смену власти, экономические кризисы и конкуренцию с крупнейшими игроками рынка, а сейчас сталкивается с новым вызовом – усилением контроля со стороны государства.

Шамкирский район в течение многих десятилетий специализируется на выращивании фруктов и овощей, в том числе тех, что потом оправляются в Россию. Это основное занятие подавляющего большинства его жителей. Именно отсюда в последние годы существования СССР и позже, в Россию начали приезжать те, кто построил современную фруктовую империю.

По оценкам экспертов, до 45% фруктов и овощей, завозимых в Россию, проходит через компании-импортеры. Значительную часть оставшегося ввозят крупные сетевые ритейлеты типа «Ашана», «Ленты» и др. Владельцы трех крупнейших импортеров — «АйБаРус», «Ахмед Фрут» и «Рузифрут» — родом из Азербайджана, и так или иначе связаны с Шамкирским районом. Хотя весь высший менеджмент и многие сотрудники этих компаний – русские. Если же смотреть на более мелкие компании, зарабатывающие ввозом фруктов и овощей, то окажется, что почти 85% из них также выходцы из Азербайджана.

Первые шамкирцы поехали тогда еще в РСФСР с приходом к власти Горбачева, который разрешил свободную торговлю. Потом, в 90-е из братской республики, охваченной огнем карабахского конфликта, потянулись другие. К середине 2000-х многие азербайджанцы успели выстроить крепкий бизнес, основанный на традиционных неформальных связях и родственных отношениях. Вышедшие в то же время на рынок компании, главы которых не имели отношения к «национальному» бизнесу, не смогли пережить кризис 2008 года, и к 2011-2012 году рынок фруктового импорта практически безраздельно принадлежал азербайджанцам. Однако так продолжалось недолго, крупные торговые сети начали выдавливать новых «хозяев» рынка, потеснив их монополию.

Как утверждают сами шамкирцы, удерживаться в бизнесе им помогают многолетние семейные традиции. Выращиванием и продажей фруктов занимались еще их деды и отцы. Плодородная почва и благодатный климат и сегодня позволяют Шамкирскому району занимать одно из первых мест по производству фруктов и овощей в Азербайджане.

Но ситуация меняется, государство стремится сделать торговлю все более прозрачной и контролируемой, поэтому одних теплых отношений и налаженных годами связей становится недостаточно для успешного ведения бизнеса. Деловые отношения, основанные на устных договоренностях, уходят в прошлое. Сейчас становится проще отследить товарно-денежные потоки от входа фруктов и овощей в Россию до корзины потребителя. Например, можно взять показания системы «Платон» и сравнить их с данными из налоговой.

Нежелание платить налоги, сложившиеся стереотипы поведения и недостаток образования – основные причины, которые мешают выходцам из Азербайджана цивилизованно вести бизнес.