Казахстан продолжит развивать транспортную инфраструктуру

23.01.2015

Казахстан продолжит развивать транспортную инфраструктуруБлагодаря своему географическому положению Казахстан остро востребован на рынке транзитных грузоперевозок. Он граничит по суше и по Каспийскому морю с семью странами, что открывает большие возможности для развития внутренней логистики страны.

Завершение работ на казахском участке коридора Западный Китай — Западная Европа позволит улучшить транспортную связь Европы и Азии, упростит импорт товаров из Китая.

Однако транспортная отрасль Казахстана все еще нуждается в решении многих серьезных проблем. Одна из них – аварийное состояние 65% автомобильных дорог. Всего 14% дорог республики находятся в рабочем состоянии и не требуют срочного ремонта. Основные трассы, по которым идет транспортный поток — Алматы — Астана и Алматы – Кордай не обладают необходимой инфраструктурой для отдыха водителей и ремонта автомобилей.

В республике полным ходом идет реализация программы «Транспортная стратегия 2015 года», которая выполнена уже на 85%. Благодаря этому расширяется присутствие Казахстана в Каспийском море, активно строятся новые железнодорожные пути, связывающие восток и запад страны, а также увеличивающие доступность морских портов. Все это уже позволило повысить инвестиционную привлекательность транспортно-логистической отрасли страны и увеличить объемы транзитных перевозок. Многое предстоит сделать для того, чтобы полностью загрузить существующие транспортные пути и железные дороги, и условия для этого складываются благоприятные.

К примеру, Китай продолжает налаживать связи с западными партнерами, а производственные центры сдвигаются в районы, близкие к Казахстану, например в Синьцзян-Уйгурский, из-за перегруженности прибрежных регионов. Казахстанский политолог Эдуард Полетаев в своем выступлении на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» в Алматы высказал в связи с этим свой прогноз.

«Политика развития города Урумчи и Синьцзяна в целом предусматривает очень серьезные вложения, которые должны сделать город главным торговым центром региона, что в какой-то степени осуществляется уже сейчас. И, конечно, здесь транзитный потенциал Казахстана будет востребован» — отметил он. Полетаев также считает, что дальнейшее развитие ЕАЭС также благоприятно скажется на состоянии транспортной отрасли Казахстана. Взаимодействие с Кыргызстаном, развитие проекта «Шелковый путь» в рамках ЕАЭС, доступ к российским нефтепроводам и увеличение квот на транзит казахской нефти, доступ к пока еще дешевым морским перевозкам, — все это станет двигателем прогресса отрасли.

Предстоит еще решить много проблем, связанных с обновлением и расширением транспортного состава, как автомобильного, так и железнодорожного, наладить эффективный контроль над транспортными средствами. В целом, к 2020 году государство планирует вложить в развитие транспортно-логистической отрасли Казахстана до 28 млрд. долларов. В числе важнейших проектов: железные дороги Туркменистан – Иран и Жезказган – Шалкар – Бейнеу, проект Западная Европа – Западный Китай, автодороги: Темиртау – Астана, Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск, развитие собственного терминала в китайском порту Ляньюньган для консолидации грузопотока из Юго-Восточной Азии.