Ущерб от хищения грузов в России приближается к $100 млн

25.05.2021

Совместное исследование компаний TT Club, IMPACT и TAPA, посвященное анализу криминальных тенденций в сфере грузоперевозок в России, показало, что суммарный ущерб от краж на транспорте за 2020 год в РФ может превышать 100 млн долларов. И эта сумма, по словам экспертов, скорее всего меньше, чем реальные объемы хищения, так как не далеко не все инциденты попадают в поле зрения полиции и страховых компаний. Убытки такого объема, несомненно, оказывают отрицательное влияние как на внутренний рынок страны, так и на бизнес международного уровня.

Исследование показало, что число инцидентов, связанных с утерей грузов, в 2020 году ощутимо снизилось. Средняя стоимость утраченных грузов также уменьшилась примерно на 9,7%. Но радоваться этому не стоит, так как в ушедшем году планам мошенников сильно помешала пандемия. Из-за карантинных ограничений сократился объем грузооборота по всей стране, а значит, возможностей для злоупотреблений стало меньше.

По мере восстановления логистических процессов проблема хищений снова остро встает перед грузовладельцами и перевозчиками: начиная от мелкого воровства на плохо охраняемых стоянках, до угона целых фур и кражи крупных партий товаров со складов.

Объектом внимания похитителей могут стать любые группы товаров, особенно при перевозке автотранспортом. Наибольшую угрозу для грузовладельцев представляют организованные преступные сообщества, которые разрабатывают сложнейшие схемы, позволяющие обойти практически любые системы безопасности. Мошенники часто действуют под украденными или перекупленными аккаунтами транспортных компаний на интернет-порталах, используют поддельные документы на машины и подставных водителей. Нередки случаи, когда в криминальный сговор вступают сотрудники транспортно-логистических компаний.

Мошенничество — самая распространенная схема хищения

В 2020 году 83% инцидентов с кражами грузов составляли мошеннические действия. По всей видимости, этому способствовали карантинные мероприятия в период пандемии, когда доступ к транзитным грузам у преступников был ограничен.

Ключевым звеном в большинстве криминальных схем становится водитель. Он или напрямую связан со злоумышленниками или сам становится жертвой обмана. В любом случае при проверке документов у грузовладельца не возникнет сомнений: они почти всегда будут подлинными. После того как груз получен, мошенники вмешиваются в процесс перевозки и направляют машину в другое место, выдавая себя за владельца груза. Если же водитель является соучастником кражи, он сам нарушает маршрут, согласованный с грузовладельцем.

Аналитики отмечают, что в 2020 году стало на 20% меньше случаев использования поддельных документов, чем в 2019 году. Это всего 5% от общего числа хищений. А вот количество схем с получением доступа к грузу под видом законного владельца или перевозчика и последующей разгрузкой вне оговоренного маршрута — выросло. К сожалению, широкое распространение информации в интернете сильно облегчает преступникам доступ к сведениям о перевозчиках и потенциальных заказчиках.

Что и как воруют чаще всего?

Как и в 2019 году, в прошлом году чаще всего объектом кражи становились продукты питания и напитки, причем объем хищений с позапрошлого года вырос на 5,7%, достигнув 27,8% от общего объема украденных грузов. Число краж из припаркованных грузовых машин уменьшается из года в год. Также стало гораздо меньше схем с использованием поддельных документов (в 2019г. их было 22,8%, а в 2020г. — всего 7,7%). А вот количество случаев, когда грузом завладевали по легальным документам с целью переправить в неизвестное место, резко выросло — с 69 до 85%.

Объем краж металла, металлоизделий и кабельной продукции, второй по уязвимости категории грузов, в 2020 году сократился почти наполовину: с 24% в 2019г. до 12,5% в 2020г. Отмечено меньше хищений алкогольной продукции и стройматериалов, а вот число краж обуви, одежды, текстиля, бытовой техники — выросло. Внимание преступников также привлекают кондитерские изделия и цветные металлы. Заманчивой мишенью для криминала остаются сборные грузы, которые входят в шестерку наиболее уязвимых категорий.

Как обезопасить свой груз от хищения

Если вы хотите снизить риск потери груза, эксперты рекомендуют обращать особое внимание на 4 важных аспекта:

  1. Информирование и обучение персонала, напрямую связанного с обеспечением цепочек поставок. Все сотрудники, от менеджеров до водителей должны знать о возможных рисках и уметь определять подозрительные моменты. Стоит помнить, что чаще всего мошенники действуют в предпраздничные дни и дни максимальной загруженности, когда бдительность персонала снижается.
  2. Тщательная проверка контрагентов, четкие процедуры эскалации. Важно строго соблюдать регламенты проверки, несмотря на загруженность, чтобы вовремя заметить настораживающие факты. Кроме того, важно быстро и своевременно доводить информацию до должностных лиц, принимающих решение, чтобы обеспечить контроль над ситуацией.
  3. Применение отраслевых стандартов безопасности, таких как TAPA Trucking Security Requirements, позволяет значительно снизить риски краж и мошенничества.
  4. Проявление должной осмотрительности. Под этим эксперты подразумевают не только тщательную проверку информации о контрагенте, но и способность сопротивляться давлению со стороны заказчика и поставщика. Нельзя обходить установленные процедуры проверки и требования безопасности, даже в условиях цейтнота, ведь именно на это и рассчитывают мошенники.