Пропускная система для грузовиков создаст новые проблемы

28.05.2021

Московские власти не хотят прислушиваться к мнению бизнеса и грузоперевозчиков, пытаясь решить транспортную проблему при помощи административного ресурса.

События, разворачивающиеся с середины февраля 2021 года, когда обильный снегопад стал причиной транспортного коллапса, выявили массу недоработок в организации столичной транспортной системы. Решение об ограничении движения грузовиков по территории Москвы было поспешным, видимо поэтому его окончательное вступление в силу откладывают в который раз. Столкнувшись с потоком жалоб и недовольства всех, кто так или иначе связан со сферой грузоперевозок, мэрия Москвы была вынуждена опять назначить новую дату.

Участники российской Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭиС) считают, что внедрение пропусков для грузового транспорта не поможет решить существующие проблемы, а лишь создаст новые. Сейчас столичные власти фактически игнорируют все предложения, идущие со стороны бизнес-сообщества, и не хотят вести конструктивный диалог.

АТЭиС посчитала необходимым высказать свою позицию и предупредить общественность о возможных последствиях введения подобных ограничений.

Законность и обоснованность ограничений

Одно из неоспоримых преимуществ автомобильных грузоперевозок — возможность доставки «от двери до двери», это ощутимо экономит время и ресурсы, позволяет составлять точные графики поставок. Безбарьерное перемещение товаров очень важно и ценно для любой экономики. Локдаун, введенный в Европе в пик пандемии, наглядно подтвердил это. Убытки европейской экономики, связанные с транспортными ограничениями в 2020 году, составили более 20 млрд евро.

В России, несмотря на то что право на свободное перемещение товаров и услуг закреплено в 74 статье Конституции, повсеместно встречаются те или иные административные барьеры, ведущие к простоям транспорта и потерям рабочего времени. Законодательство допускает ограничение перемещения товаров, в случаях, когда это «…необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей». Но при этом подразумеваются именно временные ограничения. Если прежний запрет на передвижение по МКАД и заезд грузовых машин в город в дневное время можно было понять, то круглосуточное бессрочное ограничение движения противоречит существующему законодательству. Если решение будет окончательным, Москва станет крупнейшим городом мира, где грузовым автомобилям запрещено передвигаться по любым улицам, а не только в пределах исторического центра.

В новой ситуации полномочиями разрешать или запрещать передвижение по городу наделяют чиновников. Это ставит под сомнение обоснованность решений и открывает возможности для коррупционных схем.

Эффективность вводимых мер

Москва — крупнейший город Европы, политический, культурный, деловой, центр, который помимо всего прочего, находится на пересечении важнейших транспортных коридоров. Это, несомненно, провоцирует ухудшение экологической ситуации и дорожной обстановки, ведет к социальному напряжению. Поэтому понятно желание столичных властей обеспечить в мегаполисе более комфортный уровень жизни, в том числе за счет выведения за пределы города транспорта, не участвующего в процессах его жизнеобеспечения. Это важно еще и потому, что радиально-кольцевая структура транспортной сети столицы имеет ограниченную пропускную способность.

Основные транспортные потоки грузовых машин свыше 3,5 тонн в Москве можно разделить следующим образом:

  • поток, обеспечивающий жизнедеятельность города;
  • транзитный транспортный поток;
  • автомобили, чья деятельность не связана с жизнеобеспечением города, но места их погрузки и разгрузки дают дополнительные рабочие места, финансовые и налоговые потоки, от которых не желательно отказываться;
  • поток порожних или частично груженых машин, следующих к месту стоянки или ремонта либо везущих водителя и пассажира по городу.

Вводимые ограничения позволят убрать второй транзитный поток, а в 3 и 4 пункте едва ли дадут заметный эффект. Учитывая, что доля исключительно транзитного транспорта невелика, возникают сомнения в действенности ограничений.

Неясны реальные цели внедрения ограничений

Дептранс Москвы утверждает, что грузовые автомобили создают угрозу безопасности движения. Так ли это на самом деле? С одной стороны, любое замедление скорости движения, в том числе и заторы, уменьшает вероятность ДТП. С другой стороны, высокая аварийность на грузовом транспорте связана скорее с наличием «слепых зон», ухудшающих водителю обзор. Подобная проблема в Европе успешно решается при помощи специальных технических средств, обязательных для установки на машины, работающие в городе. Это заставляет сделать вывод, что меры, предложенные властями, не соответствуют целям.

Еще один спорный момент — необходимость обязательного подключения к региональной навигационной информационной системе (РНИС) и регистрация грузового транспорта для получения пропусков. Здесь у представителей транспортной отрасли возникает много вопросов, на которые чиновники пока не могут дать четкий ответ: какие данные надо передавать и для чего собирается эта информация, почему надо регистрироваться именно в московской системе, если есть федеральные, насколько достоверны и защищены данные в этой системе, и так далее.

Сомнительным выглядит и тот факт, что крупные транспортные компании, оформившие годовой пропуск, получают неоспоримое преимущество по срокам доставки грузов в Москву. Частники или небольшие АТП, которым требуется совершать поездки в столицу лишь иногда, вынуждены каждый раз тратить время на оформление разового пропуска. Это изначально ставит их в невыгодное положение.

Таким образом, по мнению АТЭиС, ограничительные меры, вводимые столичными властями, таят в себе несколько экономических рисков:

  • затруднение свободного перемещения товаров в регионе и нарушение целостного экономического пространства страны;
  • недобросовестная конкуренция и рост коррупции за счет непрозрачности системы выдачи пропусков;
  • повышение потребительских цен, связанное с ростом расходов грузоперевозчиков, нестабильностью транспортного снабжения, снижением конкурентности на региональном рынке.

Есть еще одна неявная, но катастрофическая по своим последствиям опасность: возможно, что другие крупные города России захотят перенять опыт Москвы и точно также ограничить внутренние транспортные потоки, что еще больше затруднит работу грузоперевозчиков.

Учитывая серьезность ситуации, в АТЭиС считают, что к рассмотрению вопроса о транспортных ограничениях в Москве следует привлечь федеральные органы власти, чтобы принять более здравое и осмысленное решение.