Пробка в Суэцком канале вызвала скачок цен
07.04.2021
Последнюю неделю марта 2021 года мир с напряжением следил за критической ситуацией, развернувшейся в одной из основных артерий морского сообщения — Суэцком канале. Контейнеровоз Ever Given длиной в 400 метров заблокировал движение в канале почти на неделю. Эксперты подсчитали, что экономические потери от этой аварии составят от 6 до 10 млрд. долларов. Снятый с мели корабль останется на территории Египта до окончания расследования.
«Пробка» в Суэцком канале больше всего сказалась на работе нефтяных компаний и грузоперевозчиков. На момент блокировки в канале находились 10 крупнотоннажных судов, перевозивших в общей сложности около 8,8 млн. баррелей нефти стоимостью 563 млн. долларов, а также около 15 судов с нефтепродуктами, в том числе бензином и авиационным топливом. Пока контейнеровоз пытались вызволить из канала, цены на морские перевозки выросли в несколько раз, также увеличилась стоимость топлива. Долгосрочные последствия аварии, по мнению специалистов, затронут всю мировую экономику, в том числе и российскую.
Судя по спектру перевозимых по каналу грузов, с проблемами из-за задержки поставок столкнутся самые разные отрасли. На заблокированных судах находились не только нефтепродукты, но и древесина, замороженное мясо, мебель, бумага, автозапчасти, косметика, другое сырье и товары.
В ситуации неопределенности и массового нарушения графиков отгрузки ведущие мировые компании, такие как Южнокорейская HMM Co, автогигант Caterpillar Inc., начали просчитывать альтернативные варианты доставки: от привлечения авиатранспорта для чувствительной к срокам продукции, до транспортировки в обход Африканского континента — дорогостоящей, трудоемкой и чрезвычайно долгой. Естественно, все это увеличило бы транспортные расходы, но позволило сохранить перевозки.
Проблема усугубляется кризисом на рынке контейнерных перевозок, вызванным прошлогодним локдауном. Операторы контейнерных перевозок, через которых проходит до 80% мирового грузооборота товаров, теперь вынуждены менять графики отгрузок, составленные на месяцы вперед. А с учетом дефицита контейнеров их задача становится еще сложнее. Тем временем перевозчики отменяют поставки, что снижает пропускную способность и ведет к удорожанию фрахта.
Вырастет ли спрос на российскую нефть
Эксперты полагают, что задержка поставок нефти из-за блокировки Суэцкого канала — это не кризис, а временная форс-мажорная ситуация. Даже если нефть начнут возить вокруг Африки, опасаясь очередной «пробки», то на мировых ценах это не скажется кардинально. Слишком много факторов влияют на котировки нефти и нефтепродуктов. Например, спрос на топливо, связанный с восстановлением мировой экономики после пандемии — более весомый фактор изменения цен на нефть.
Что касается российской нефти, ее доля составляла около 26% от общего объема заблокированного сырья. Основной поток нефти, перевозимой по каналу, идет из арабских стран в Европу и США. Возможно, покупатели из этих регионов обратят внимание на нефть из Норвегии, России, Западной Африки, чтобы избежать риска повторной блокировки поставок. Только этом случае можно ждать небольшого роста цен на российскую нефть.
Однако Россия однозначно выигрывает в этой ситуации благодаря возможности предоставить альтернативные сухопутные и морские маршруты доставки товаров и сырья из Азии в Европу и в обратном направлении.
Авария в Суэцком канале, конечно, повлияла на сложившуюся мировую логистику. На восстановление цепочек поставок потребуется определенное время, возможно, ряд компаний будут искать другие пути для транспортировки своих товаров. Но в целом, в процессе восстановления мировой экономики определяющим фактором на ближайшие месяцы будет третья волна пандемии, начало которой прогнозируют ученые и медики.