Почему российским дальнобойщикам сложно работать
23.12.2020
Автомобильный портал АТИ опубликовал интервью с Геннадием Мазовым, членом общественной палаты Карелии. Вместе с корреспондентом «Радио России» они обсудили проблемы, которые мешают работать российским дальнобойщикам.
Мазов не понаслышке знаком с трудностями профессии дальнобойщика. Еще задолго до того, как стать общественным деятелем, он руководил компанией по доставке грузов, а еще раньше сам какое-то время ездил за рулем фуры. По его мнению, основная проблема российских водителей большегрузов — это отсутствие объединения или профсоюза, который бы защищал их интересы. К сожалению, сегодня многие грузоперевозчики вынуждены идти на определенные нарушения режима труда и на снижение цен, чтобы выжить.
«Заказчики сейчас очень разбалованные», — рассказывает Геннадий Львович. Они требуют от перевозчиков чуть ли не круглосуточной работы, и при этом хотят сэкономить. Многие ездят по низким ставкам, чтобы получить заказ. В итоге, если ездить по правилам, то хорошо зарабатывать не получится. Профсоюз должен контролировать эти моменты, считает Мазов, чтобы не допускать выпадов со стороны заказчиков, и чтобы все соблюдали нормы рабочего времени.
Обустройство мест отдыха — одна из острых проблем
Отсутствие нормальных условий для ночевки и отдыха — это важнейший вопрос, которым, по мнению члена Общественной палаты, должен бы заниматься профсоюз дальнобойщиков. Ведь от этого зависит не только комфорт водителей, но и их безопасность. А пока, к сожалению, на трассах между Карелией и Санкт-Петербургом не решен даже вопрос туалетов.
Чтобы остановиться на ночь и оставить фуру нет никакой инфраструктуры, отмечает герой интервью. В Ростовской, Вологодской области, в Белоруссии этот вопрос решен, но на большинстве федеральных магистралей России водители даже не могут найти места, чтобы нормально умыться. На заправках и в кафе часто не пускают в туалет, заставляют что-то купить, прежде, чем воспользоваться удобствами. Это, конечно, недопустимо. Мазов вспоминает, что часто ездил по Европе, и там никого не просят купить кофе, чтобы попасть в туалет.
На деле, ничего сложного в обустройстве стоянок для крупного грузового транспорта нет. Нужно, чтобы был свет, санитарная комната и место для отдыха, где можно поесть и провести какое-то время вне кабины. Геннадий Львович также выступает за то, чтобы стоянки оборудовали самыми простыми тренажерами. Сидячая работа отрицательно сказывается на здоровье, а так люди смогут немного размяться и избавиться от усталости.
Почему дальнобойщики нарушают режим труда
По установленным нормативам рабочий день шофера большегруза не может превышать 10 часов. Каждые 4 часа следует делать перерыв на 30 минут, а каждые 8 часов — остановку длительностью 12 часов. Но, к сожалению, мало кто соблюдает эти требования.
Ребята «подкручивают» тахограф или стараются ехать ночью, рассказывает Мазов. Одна из причин этого — пункты весового контроля, которые стали кормушкой для чиновников Ространснадзора. Там давно существует нехорошая тенденция — выписывать штрафы за неправильную расстановку груза в машине. То есть, если считать среднюю нагрузку на ось, то машина проходит по нормам, а если смотреть оси отдельно, то на какой-то стороне может быть перегруз. За это выписывают штрафы по 150-200 тысяч рублей. Поэтому водителю проще «проскочить» весовой контроль и заплатить штраф за неподчинение, который гораздо меньше.
Общественный деятель рассказал, что еще его возмущают несправедливые размеры штрафов в КоАП, когда за одно и то же нарушение физическое лицо платит сумму в 3000 руб., ИП штрафуют на 20 тысяч, а организацию на целых 500 тысяч.
«Платон» и проблемы от фур на дорогах
На вопрос корреспондента о том, что фуры, по общепринятому мнению, разбивают дороги, Геннадий Львович привел пример питерского КАД, на котором колея разбита на третьей и четвертой полосе, где крупнотоннажных грузовиков просто не может быть, так как им разрешается двигаться не дальше второй полосы. Так что тут скорее вопросы к дорожникам, заключает он. И то, что водители фур мешают движению — это тоже домыслы, считает Мазов.
Владельцы легковых машин часто недолюбливают дальнобойщиков, обижаются на них и стремятся показать свое «превосходство»: обгоняют, сигналят фарами, чтобы их пропустили. Нужно понимать, что работа дальнобойщика — это нелегкий труд и стараться пропускать большегрузы, ведь чем быстрее проедет автопоезд, тем свободнее будет дорога для остальных. Сами же дальнобойщики — это спокойные, уравновешенные люди, которые обычно аккуратно ведут себя на дороге и всегда готовы прийти на выручку на дороге, и не только своим коллегам.
Что же касается «Платона», то благое дело, по мнению героя интервью, в итоге превратилось в очередной отъем денег. Тариф 3 руб./км — завышен, он сильно бьет по карману грузоперевозчиков, поэтому многие покупают «глушилки» и включают их перед рамкой, чтобы не платить.
Почему не сработали митинги и выступления против «Платона»? До все по той же причине, говорит Мазов: потому что нет у дальнобойщиков объединяющей силы. Все происходит стихийно, а государство не регулирует ситуацию без подсказки снизу.